Северная тьма покоряет мир: «Мистериум»

329

Серия фильмов, объединенных в русском переводе общим названием “Мистериум”, а в оригинале — главными героями, является типичным образцом североевропейского кинематографа.

Нельзя сказать, что датчане и шведы ворвались в кинематограф мировой. Нет, сериалы и фильмы родом из Северной Европы все еще остаются уделом ценителей — но при этом они определенно стоят того, чтобы их ценить. И одним из ярких примеров является именно “Мистериум”. Несмотря на то, что в оригинале они не имеют общего названия, наличие такового в оригинале очень позитивно, потому что в противном случае их было бы не так уж просто отыскать.

На первый взгляд история главного героя может показаться шаблонной: после неудачной полицейской операции он выжил, а его напарник и лучший друг стал инвалидом. И теперь Карл Мерк мучается совестью, чувством вины и ощущение ненужности впридачу. Последним — из-за “ссылки” в архив для бессмысленного закрывания висяков. Да еще и в компании отвратительно жизнерадостного мусульманина. Такое кого хочешь доконает.

Образ Асада — это отдельная история. Очередное воплощение мечты европейца о невозможном — ассимиляции и принятии. Но упор на это не делается, так что персонаж вызывает симпатию, а не раздражение, как мог бы.

Сами же истории — это завораживающая смесь из психологизма, напряжения и неспешности. Как и обычно (в том же “Мосте” или “Убийстве”), они затягивают постепенно. Вот еще пару минут назад было серо и уныло, а теперь от этих серости и уныния просто глаз не оторвать. Это какая-то особая магия, присущая только северным фильмам.

Актерская школа здесь тоже какая-то совершенно особая Если англичанам для выражения эмоции достаточно лишь легкого движения лицевых мускулов, то датчанам для этого достаточно наличия лица. И благодаря этом Асад выглядит еще выразительнее. За построенном на контрасте взаимодействием героев следить не надоедает на протяжении всех трех фильмов.

Все три детективные истории разные — и, вторая, пожалуй, слабее остальных, но, возможно, такое ощущение возникает потому, что ее герои не вызывают симпатии. В то же время без этой части вся композиция была бы неполной — ведь детективы не просто расследуют свои дела, они погружаются в жизнь разных слоев датского общества, от условно обычных людей до сектантов.

Серия наверняка понравится тем, кто уже приобщился к прелестям кинематографа Северной Европы, и отлично подойдет для того, чтобы с ними познакомиться.

ПОДЕЛИТЬСЯ